Літопис запорізької полiцiї

Україна понад усе!

четверг, 27 июля 2017 г.

ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СКОБЕЛЕВА ПЕТРА НИКОЛАЕВИЧА



Я, СКОБЕЛЕВ Петр Николаевич, родился 24.12.1924 года рождения. В 1942 году закончил 10 классов в г. Прохладном и был призван в армию. Стал пулеметчиком и автоматчиком ПТР.  Дивизию нашу укомплектовали, вооружили и отправили на фронт в г. Батайск, от г. Ростова 10 км. Нас немец разбил и перемешал с землей, где я был ранен. Мы отступали до г. Прох­ладный. Там сформировали новую часть, и мы отступили до Черного моря.
При взятии г. Майкопа, я был тяжело ранен. Через семь дней меня доставили в госпиталь г. Цхалтуба. Два раза я был в отпуске   по ранению. В 1944 году был  призван в армию и в 1946 году демобилизовался из Германии г. Вайоенбурга. В 1948 году закончил школу механи­зации   с/хозяйства. В 1948 году по комсомольской путевке призвали в милицию и работал ком. отделения опердивизиона. В 1953 году закончил инженерно - техническое училище ГАИ МВД СССР и был направлен в отдел кадров МВД УССР, затем в г. Запорожье и Пологи на   должность ст. госавтоистпектора Пологовского межрайучастка и обслуживал четыре района: Пологовский, Гуляйпольский, Куйбышевский и Розовский.

В 1974 году помощник ИТУ 310/88   строгого режима (с. Малая Токмачка). В 1984 году ушел на   заслуженный отдых. 2.02.2003 г. присвоено специальное звание полковник в/войск МВД.
Работы и трудностей было  много, и если описать, то не хватит бумаги и самой оставшейся жизни.
О проведении техосмотров мотоавтортанспорта
Курсант Новочеркасской школы 
ГАИ МВД СССР 
Скобелев П.Н. Май 1951 г.
Было два технических осмотра всех транспортных средств районов   полугодовой и годовой. Необходимо было провести подготовительную работу, написать четыре решения и планы, побывать на исполкоме в четырех районах. После проведения техосмотров, сделать цифровой отчет, написать докладные записки в местные партийные и советские органы, а также проекты решений, в которых указываются недостатки и мероприятия по устранению их.
Наличие водителей и их классность. Берешь свою картотеку учета и в облГАИ сверяешь с областной картотекой. Затем пишешь докладную записку нач. ГАИ, что расхождений с учетными данными областной ГАИ нет. Кроме этой работы, прием граждан, регистрация транспортных средств проводилось два дня в неделю, велось делопроизводство.
Выезд на дорожно-транспортные происшествия, в любое время суток и любую погоду, было нечем. В плохую погоду выезжал на лошади, а в Куйбышевский и Розовский районы зимой добирался грузовыми поездами или попутным транспортом. И так я пять лет.
Командир отделения оперативного дивизиона 
г.Ростова-на-Дону  старший сержант 
милиции Скобелев П.Н. 1948 г.
В 1958 году меня вызвал начальник ГАИ УВД 3/обл. полковник КАРПЕНКО и сказал, что есть приказ министра, чтобы в каждом районе     должен быть работник ГАИ.  "Предупреждаю тебя, районы не бросать, а находить человека, который может и желает работать, а также имеет средне-техническое образование.  Только когда ты его ознакомишь с работой и привезешь      акт    о сдаче-приеме, только тогда можешь оставлять   район.»
Я желал остаться в Куйбышевском или Гуляйпольском районах, но начальник ГАИ не согласился, и оставил меня в Пологовском районе. Сдача и подбор работников продолжался долго. Мало того, часто приходилось выезжать в районы для оказания практической помощи и особенно на дорожно-транспортные происшествия, учет и регистрация транспортных    средства и отчетность. Из Чубаревского училища широкого профиля я уговорил в Гуляйпольский     район ГРЕКОВА Виктора Дмитриевича, который учился заочно в Мелито­польском институте, но писал очень плохо,  совершенно непонятные буквы.
 После окончания Новочеркасской школы 
 ГАИ МВД СССР. 1953 г.
Госавтоинспектором работать невозможно, не имея служебного транспорта. Я написал письмо в то время - ХРУЩЕВУ и БУЛГАНИНУ и через неделю получил мотоцикл М-72.
В 1958 году в райотделе было всего 17 работников милиции, которые не имели специального образования, даже не имели среднего образования, а 5-7 классов. В райотделе было всего три офицера: начальник   капитан МУРАТОВ, начальник розыска ст. лейтенант Н.,  ГАИ  лейтенант СКОБЕЛЕВ. Из этих работни­ков были и такие, которые не могли ездить на велосипеде, а к мотоциклу  и автомобилю боялись подходить, но до этого никому не было дела. Руководство менялось, а жизнь продолжалась. Годы летели неумолимо, очень быстро.
На собрании личного состава, я выступал и говорил, что нужно иметь среднее образование и был приказ   министра, в котором сказано, что работники милиции, не имеющие среднего образования, будут увольняться из органов.
Личный состав Пологовского РОВД 
Все поступили в 10-й класс вечерней школы. Прошло время, и все получили аттестаты. Немало важный был и второй вопрос. Ни у кого не было специальности, сегодня работаешь в милиции, а завтра будешь на гражданке, и кем будешь работать?
Я в райотделе организовал курсы   мотоциклистов бесплатно. Курсы мотоциклистов были четыре месяца. По правилам движения скидки не было, правила знали отлично. Посещение занятий было слабовато, причем было много связано с работой. Вождение первое было на тренаже, а затем выезжали в степь, на асфальте нельзя, боялись падения и травм.
Была дана заявка начальнику ГАИ о выезде комиссии для приема экзаменов. Экзамены были приняты и получили все  права мотоциклиста. Работники милиции стали требовать от меня открытия курсов шоферов. На следующий год, курсы шоферов были открыты, которые проходили восемь месяцев. Практическое вождение нам оказывало Чубаревское училище механизации сельского хозяйства инженер - Цыбулько Иван Сельверстович, а также он проводил контрольную проверку знаний готовности  к сдаче   экзаменов.
Были изготовлены жезла и розданы каждому работнику милиции в помощь в своей практической повседневной работе.
Работник милиции знал отлично правила движения, мог выявлять в автомобиле неисправности, угрожающие безопасности движения, проверить тормоза, в каком состоянии находится водитель. Наличие и правильное оформление документов и при выявлении грубых нарушений, правильно оформить документы и при необходимости доставить автомобиль в отделение милиции. Если водитель замечен, что он употребил спиртные напитки, то работник милиции садится за руль, водитель садится сбоку и доставляет его в отделение.
Передвижной пункт  ГАИ
С начала моей работы в райотделе милиции и до конца, я принимал активное участие в проведении руководством отдела мероприятий: как   конвой, рейды по подвалам, патрулирование с общественностью в темных местах, других уязвимых местах, где могут собираться хулиганские группы, нападающие на граждан. Я разработал график дежурства индивидуальных владельцев, имеющие автомобили, а также организаций, который был утвержден решением райисполкома. С 19 часов до 7 часов утра дежурили при райотделе. Решение и график дежурства были вручены владельцу с отметкой дежурного о дежурстве при райотделе.
Снижались кражи, нападение на граждан, хулиганские проявления и другие нарушения снижались до минимума. Но были кражи и аварийности, которые говорили о том, что мы где-то не дорабатывали.
Транспорт о каждым годом увеличивался, интенсивность движе­ния на дорогах возрастала с каждым днем. Нужно было незамедлительно заниматься организацией движения.
В районе, в местах с плохой видимостью, было установлено шесть светофоров, дорожные знаки, указатели, панно. В ПЧ-16 был организован Совет общественных автоинспекторов, который возглавял м е х а н и к Топкий. Из 10 железнодорожных переездов 5 - были охраняемые. Это были красиво оформлены посты ГАИ. Дежурные носили повязки красные с надписью -   общественный автоинспектор и имели жезл для остановки транспорта. Посты были охраняемые круглосуточно, они стояли на главных дорогах. На каждом посту был установлен телефон. На автомобиле была установлена будка, красочно оформлена под передвижной пост ГАИ.
Для борьбы с аварийностью привлекались широкие массы общественности. Было написано  250 статей, два раза в месяц выступал по местному радиовещанию, просматривались журналы перед началом кино по соблюдению правил движения и к чему приводят нарушения. Проводились массовые рейды и автомотопробеги.
Были организованы выездные Сессии народного суда по разбору нарушений правил движения, изъятия транспортных средств в нарушителей.
Принималось решение исполкома райсовета о проверке всего автомобильного транспорта района и особенно о готовности колхозов  к предстоящим весенне - летним работам. Эта проверка производи­лась зимой. После чего писал докладную записку местным и партийным органам о готовности транспорта к весенне - летним работам.
Одновременно проводились работы с водительским составом, проверялись уголки по безопасности движения и наглядная агитация по правилам проезда ж.д. переездов, так как редко, но были аварии на неохраняемых ж.д. переездах.
В комиссию входили ИТР, механик ПЧ-16 и другая обществен­ность. Кроме этой работы комиссия проводила кустовые собрания водительского состава с руководителями автохозяйств, колхозов и других организаций, на которых рассматривали вопрос о присвоении автохозяйству  звания.
Автохозяйство образцовой дисциплины и безаварийной работы. Оформлялось красочное панно, которое устанавливалось при въезде в автохозяйство.
Об установлении светофоров в Пологах
При ежедневном росте   автомототранспорта и, особенно, в городе  необходимо срочно заниматься организацией движения транспорта, менять мигалки на   светофоры. Нужна была помощь, но ее выбивать трудно. Я поехал в г. Запорожье и обещаниями тоже залез в долги.
Я  написал докладную записку председателю исполкома город­ского Совета народных депутатов, проект решения и п л а н  установ­ления светофоров. На горисполкоме даже были отклики, что этот СКОБЕЛЕВ придумал ставить в городе Пологи светофоры - это не Запорожье. Решение и  план  все же были приняты, но когда и за что приобрести и ставить?   Мною заранее все было приготовлено к работе, светофоры, столбы, провода и   спецэлектрики по установке. И сам участвовал с гидровышкой горкоммунхоза.
Было поставлено два светофора на перекрестке улицы К.Маркса и ул. Шевченко. Один из северной, второй с южной стороны. Третий светофор был поставлен на улице К.Маркса, перекресток Тарасовский АЗС.   Четвертый светофор был поставлен на ул. Пролетарской,
ул. Шевченко, пятый светофор был поставлен на ул.К.Маркса возле ж.д.моста. Шестой светофор был поставлен по ул. Пушкина, переулок Крымский, возле моста. Седьмой светофор был поставлен по ул.К.Маркса, пер. Станционный -   автовокзал. Стояла мигалка по ул. Пушкина - крутой невидимый поворот на ж.д. переезд и от него на ул. Пушкина.
            Проезжая наш город, руководители соседних районов, водитель­ский состав других областей, не могли налюбоваться, останавливались и смотрели как работают безотказно эти строгие регулировщики дорожного движения.
Эти светофоры впервые на Украине появились только в нашем Пологовском районе. Светофоры не только строго регулируют движения, они украшают и придают гордость жителям нашего района. К сожалению, на сегодняшний день не усовершенствуются, не увеличиваются, а разрушаются, ломаются. И их осталось всего три, и они работают редко и, особенно под ж.д. мостом.
Как маркировка стекл и фар автотранспорта  помогла раскрыть преступление
В 1970 г. водитель АТКОПС - работал на автомобиле ГАЗ-51, принадлежащий Пологовской колоне, был послан работать к заготовителю Райпотребсоюза, который проживал в с. Чапаевка. После работы, употребив спиртные напитки, заготовитель сказал водителю, отвезти его домой в с. Чапаевка. Следуя по трассе Пологи-К.Роздоры, возле бригады №1 к-за "Аврора" наехал на велосипедиста и смертельно травмировал его. Водитель остановился, посмотрел с заготовителем, что никого нет, взяли убитого деда   велосипед и отнесли в посадку.
Дети ходили по посадке рвали траву кролям и увидели деда и велосипед. Пришли домой и рассказали родителям. Время не ожидало, было уже темно, позвонили в милицию. Я, следователь и скорая помощь быстро были на указанном нам месте. Деда скорая забрала и уехала. Мы с помощью общественности на трассе перек­рыли движение и пустили   в объезд. Долго пришлось искать место удара, где лежал убитый, следы волочения велосипеда и т. д., где был удар видно было очень мелкое стекло, как песок, по которому прошла ни одна машина. Эти осколки и песчинки складывали до 8 часов утра. Складывались буквы, цифры, но точно не получалось. Я отрабатывал догадки и версии и приходили к одному, что это ЗПГ 11-88 автомобиль ГАЗ-51, принадлежащий АТК ОПС - колонна. Мы сразу выехали в гараж, осмотрели этот автомобиль, сняли стекло на котором был написан номер автомобиля ГАЗ-51, принадлежащий колхозу им. Щорса, на втором стекле был номер ГАЗ-51  ЗПГ-11-88. Шофер проживал в селе Ульянова-1  и ночью ходил в гараж к-за им.Щорса и снял стекло с автомобиля. О чем ночью сторож звонил дежурному милиции, что в гараже кто-то снимает стекла с автомобилей

О раскрытых преступлениях
Несмотря на проведение большой работы по укреплению дисциплины среди водительского состава, однако отдельные води­тели знают, но допускают грубейшие нарушения правил движения, преступно, халатно относятся к выполнению и соблюдению правил, допускают грубые нарушения, которые приводят к дорожно-транспор­тным происшествиям с человеческими жертвами.
            В 1969 г. в с. К.-Роздоры Пологовского района на трассе Запорожье - Мариуполь была смертельно травмирована старушка. На месте было разбитое стекло фары. Я сообщил дежурному по УВД г. Запорожья и сразу приехал нач.ГАИ области полковник ЛЕЙБИХАН и нач. уголовного розыска полковник МИРЧЕВ. Осмотрев место, начГАИ подозвал меня и сказал:" так, если ты в ближайшее время не найдешь машину, то приедешь с рапортом по собственному желанию."
            Через четыре дня машина была найдена в Андреевском районе.
            В 1971г. житель г. Пологи Хижий имел автомобиль М-20"Победа". Будучи в нетрезвом состоянии решил поехать на охоту в степь с. К.Роздоры. По пути следования по трассе Запорожье-Мариуполь, не доезжая границы с. К.Роздоры ударил велосипедиста и смертель­но травмировал его. Убедившись, что велосипедист мертвый, разворачивает автомобиль и едет домой.  Он проживал по ул. К.Маркса, переулок Седова. Приехав домой, он приказал сыну, садись за руль и ехать в песочный карьер, оставить автомобиль, а самому возвратиться домой. Хижний пришел к дежурному милиции и с криком на дежур­ного, что у него угнали автомобиль.
Я, следователь, скорая помощь немедленно выехали на место случившегося. Скорая помощь взяла убитого и уехала. Мы сразу установили место удара и нашли помятое стекло, по которому мы без затруднения установили номер машины и я сказал, что машина принадлежит Хижнему. Хижний признался и все рассказал как было.
Не маловажную, а главную роль играли железнодорожные переезды, на которых круглосуточно было дежурство. Посты были оформлены красочно «ПОСТ ГАИ». Дежурные были по форме одеты, повязки красные на рукаве с надписью "общественный автоинспектор" и жезл в руках. Эти посты были организованы еще в 54-ом году. В ПЧ-16 был Совет общественных автоинспекторов. Всего их было 25 человек, возглавлял Тоцкий. Каждый месяц с общественностью проводилось занятие, а один раз в квартал был отчет о работе Совета. Было радостно: вручали грамоты,   ценные   подарки.
           
Семенюта И.А.
В 1971 году Семенюта Иван Алексеевич по внешности старый солдат, любил форму, носил большие усы, дисциплинирован к себе и другим, стоял дежурным на Магедовском ж/д переезде охраняемом, машин не было, но он на пост не заходил, ходил, любил природу. Примерно около часу ночи показался свет фар.
Идет машина, видно была груженная, фары светили высоко и идет к переезду. Подъезжая быстро к шлагбауму, выходит человек и говорит, быстро открывай шлагбаум, везем больного. Семенюта сразу понял, как их учил Скобелев. Сейчас позвоню, где поезд, который должен идти по графику. Берет трубку, а номер уже записал. Открыл шлагбаум, но подозрение у него осталось. Я к восьми часам иду на работу, захожу в райотдел и не могу ничего понять, что делается. Дежурный говорит, мы пропали, Чубаревский магазин ограбили, остались одни стены, забрали много золотых изделий, ковры, готовую одежду, рулоны материи, ничего не осталось. Сообщили дежурному по УВД, подключился начальник, очень строго предупредил - четыре для на размышление, а затем ко мне с заявле­ниями по собственному желанию. Захожу к начальнику райотдела, а он сидит черный.
Фото нарушителей ПДД
Выхожу на улицу, идет в райотдел Семенюта И. А. и ищет меня. Спрашивает меня, как дела ? Отвечаю - наступила смерть.Он говорит чепуха. Вот она  машина и кража раскрыта. Я его обнял, пожал руку и сказал: "До встречи". Захожу к начальнику и говорю, что кража раскрыта, он обнимает меня и падает. Встает и говорит, что делать - установить принадлежность подозреваемого автомобиля. Получаю точный адрес, село Володарское. Выезжаем. Приехали. Следователь Алифанов заходит к владельцу машины и что-то долго говорил. Я знал, что Алифанов следователь скользкий. Выходит, внешне осмотрел машину и говорит: «Я прихожу к выводу, что по этому делу машина не проходит. Подпишите прото­кол осмотра, номер машины записан неправильно». Я отказался подписывать протокол осмотра и предложил начальнику разрешить осмотреть машину самому. Он разрешил. Я нашел под ковриком   пасса­жира  солому. Предложил начальнику отработать свою версию: проверить вблизи находящиеся скирды соломы.
Фото нарушителей ПДД
Проводник служебного   собаководства Яновский залазит на одну из скирд и проваливается. Версия подтвердилась. Возвращаемся домой. Вооружаемся. Яновскому даем автомат, ночью приехали, сделали засаду и залегли. Примерно в 12 часов идет три мужика к скирде. По команде стой, по нас открыли огонь, но к счастью Яновский дал очередь, два упало, а третий поднял руки. Вызвана скорая помощь. Мое дело закончилось. Я раскрыл кражи пяти областей, а их было больше.

За время работы я раскрыл 8 неочевидных убийств, совершенных водительским составом, которые уехали после ДТП.

Также о Скоболеве П.Н. можно прочитать здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий