Літопис запорізької полiцiї

Україна понад усе!

понедельник, 3 апреля 2017 г.

«Но баранки не бросал шофер»

Памятник воинам-автомобилистам, ставший, по сути, визитной карточкой Запорожья, украшает южные ворота города энергетиков, металлургов и машиностроителей вот уже более 30 лет. Недавно, к 70-летию области, его отремонтировали, и теперь всякий проезжающий к южным морям или обратно может увидеть его главную деталь - трехтонку ЗиС-5В в своем первозданном виде. О том, как создавался памятник, поведал редакции автор эскизного проекта, ветеран милиции Николай Богдан.


В начале был Указ

В начале 1976 года вышел Указ Совета Министров СССР об уч­реждении Дня работников авто­мобильного транспорта. И вот водители грузовых автомобилей - ветераны войны минувшей, вы­ступили с предложением о со­здании памятника воинам-автомобилистам. Установить его ре­шили на трассе Москва-Симфе­рополь, у въезда в Запорожье.

Николаю Богдану, молодому специалисту, поручили разрабо­тать эскиз памятника. Первона­чально предполагалось ограни­читься автомобилем на поста­менте. Но Николай начал дока­зывать, ездил для этого в Днеп­ропетровск, в зональное управ­ление, что необходимо создать монументальный нами шик, и ни автомобилю, а водителям, прошедшим по дорогам войны, мертвым и живым. Вышел на Зеленчука - замминист­ра, - он прошел всю войну, на­чинал водителем, окончил ко­мандиром автомобильного батальона. Тот поддержал юношу, и Николай за ночь разработал эскиз будущего памятника с ба­рельефом на стеле, увенчанной шоферской эмблемой, позже - макет. Проект признали удачным и к октябрю 1976 года воплоти­ли в жизнь.

Династия

Единственное, о чем сожале­ет подполковник Богдан, так о том, что не прорисовал четко профиль военного водителя на барельефе. В тот момент это был просто собирательный об­раз, олицетворявший всех вои­нов-автомобилистов. А ведь мог бы увековечить портрет своего деда - Кравцова Григория Се­меновича — военного водителя, погибшего в 1943 году.

Бабушка рассказывала Нико­лаю, что дед служил в органах внутренних дел, а в середине 30-х годов, когда на смену ло­шадям в милицию стали посту­пать автомобили, того послали на шоферские курсы в Харьков. После годичной учебы успешно сдал на «права» и вернулся на Запорожскую землю. Но пона­добился водитель в райкоме партии, и деда направили туда, а потом война..;
Когда подрос Николай, решил пойти по стопам деда — техни­кум окончил автомобильный, а потом в ГАИ работал. Но не зря в известной песне есть слова о службе, опасной и трудной.
В тот злополучный апрельский день 1983 года, патрулировал Николай по городу и остановил­ся перед «зеброй» пропустить пешеходов. На его беду, води­тель следовавшего сзади трол­лейбуса отвлеклась и со всего маху въехала в задний бампер. В итоге - сотрясение головного мозга, травма шейного позвонка.
Последующее в 1987 году пре­бывание в 30-километровой зоне при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы тоже здоровья не прибавило. В итоге - инвалидность и преждев­ременный уход на пенсию, хотя по возрасту мог бы еще работать.
«Работники ГАИ всегда на виду и, работая на линии, инспектор ведь не пряники раздает. Но в каждом конкретном случае ин­дивидуальный подход нужен, — считает ветеран. - Можно и пре­дупреждением ограничиться, а уж если протокол составлен, то водитель должен прочувство­вать свою вину и расставаться с инспектором без озлобленнос­ти, а пусть с виноватой, но улыб­кой. Частые жалобы на работни­ка ГАИ - первый сигнал: а на сво­ем ли месте этот сотрудник?»
В то же время раньше даже фотографии злостных наруши­телей на стендах «ГАИ информирует» помещали - действо­вало. По мнению Николая Нико­лаевича, сейчас Госавтоинспек­ция оказалась в непростой си­туации - еще лет 10 назад на­род более законопослушным был, труднее стало работать пришедшим на смену, посколь­ку правовой нигилизм процве­тает. Но вернемся к монументу.

Памятный знак или памятник?

Задумывался памятник выполненным полностью из гранита: понеся затраты по создании, потом бы легче бы содержать его в достойном виде.  Но начальник управления грузо­вого автотранспорта Сидоренко Леонид Иванович не разрешил этого сделать по той простой причине, что согласно действо­вавшим тогда правилам, необхо­димость строительства любого объекта сметной стоимостью более 5 тысяч рублей необходи­мо было защитить и утвердить в Совете Министров УССР, а затем, в случае удачи, включить его в перспективный план, а затем  - бюджет, что могло затянуться на долгие годы.
Так и остался монумент в ка­тегории памятных знаков, а по­тому в списке памятников его нет, и сейчас даже находятся горячие головы, предлагающие монумент снести как рудимент прошлого и символ коммунис­тической эпохи.


СПРАВКА

Богдан Николай Николаевич, подполковник милиции в от­ставке.
Родился в 1951 году. Окончил Днепропетровский автотран­спортный техникум. С 1971 по 1973 годы служил в Советской Армии, затем определился в Запорожское областное управ­ление грузового автотранспорта на должность инженера-кон­структора.
В органах внутренних дел с 1980 года, инспектор дорожно-патрульной службы ГАИ. Пройдя хорошую школу, в 1985 году был аттестован на первое офицерское звание - младший лей­тенант. Начинал в ГАИ Жовтневого района инспектором, затем работал дознавателем горГАИ, служил в батальоне ДПС.
В 1999 году перешел на работу в Днепропетровский инсти­тут внутренних дел, начальником курса. Через полгода по состоянию здоровья вынужден был уйти в отставку.

Виктор Армяновский, фото автора и из архива Н.Богдана

Безпечний шлях, № 11(77) - 2009 

Комментариев нет:

Отправить комментарий