Отлично несут службу работники
госавтоинспекции Запорожского областного управления охраны общественного
порядка. Старший госавтоинспектор Ленинского района Запорожья т. Шахов и госавтоинспектор
т. Надха, например, добились в этом году резкого снижения числа дорожных
происшествий на закрепленном за ними участке. Большую помощь в этом оказала народная дружина
автотранспортной конторы № 7 Запорожавтопромтреста, с которой работники милиции
держат постоянную связь.
НА СНИМКЕ: старший госавтоинспектор
В.А. ТИМОФЕЕВ (слева) и дежурный по отделению И. А. ИГНАТЕНКО беседуют перед
очередным нарядом.
ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ГАИ: С ПЕРВЫХ ШАГОВ ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
14 апреля 1997 года.
Именно в этот день постановлением Кабинета Министров Украины №341 было
утверждено "Положение о Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Украины". Так на шестом году независимости
Украины был оформлен акт рождения этой службы в нашем государстве. 14 апреля
2002 года - первый, хотя и небольшой, юбилей: ГАИ МВД Украины исполняется пять
лет.
![]() |
Такую
дату надлежит отмечать, делая исторический обзор пройденного пути. Сразу
становится ясно, что этот путь не ограничивается пятью годами после 14 апреля
1997 года - так же, как и история Украины не ограничивается десятью годами ее
независимого существования.
История
Госавтоинспекции Украины началась 3 июля 1936 года, когда Украинская
Советская Социалистическая Республика входила в состав Советского Союза, а
необходмость в управлении транспортными потоками возникла еще раньше.
Прежде, чем
была создана служба, контроль за дорожным движением осуществлялся милицией
для "охраны революционного порядка и гражданской безопасности". В
компетенцию милиции, в частности, входило: обеспечение порядка в местах общего
пользования, надзор за соответствующим состоянием дорог, мостов, улиц,
площадей и т. п., а также надзор за порядком движения по ним. Но жизнь
настойчиво требовала создания специальной службы для гарантии безопасности
дорожного движения, ведь на улицах и дорогах настоящим господином стал автомобиль.
В
1935 году в системе Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и
автомобильного транспорта при Совете Народных Комиссаров СССР была создана
Государственная автомобильная инспекция СССР как орган государственного
надзора за эксплуатацией автомобильного транспорта. Первоначальный опыт ее
работы, однако, показал, что функции чисто технической инспекции, которые она
вначале выполняла, недостаточны для решения вопросов, связанных с автомобилизацией
страны.
С
марта 1936 года Госавтоинспекция была включена в состав Главного управления
Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, а с 3 июля того же года СНК СССР принял
постановление "Об утверждении Положения о Государственной автомобильной
инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР". С
того времени и стали вести отсчет истории Госавтоинспекции Советского Союза.
Задачи
Госавтоинспекции вышеупомянутым положением были обобщены в таких четырех
пунктах:
- борьба с авариями и
хищническим использованием автотранспорта;
- разработка технических
норм и параметров эксплуатации автотранспорта;
- надзор за подготовкой и воспитанием
шоферских кадров;
-
количественный и качественный учет автопарка.
В
первые годы деятельности Госавтоинспекции ее сотрудникам пришлось заниматься
приведением в порядок учета транспортных средств, повышением их технической
готовности, улучшением качества подготовки водителей. Недоставало
квалифицированных кадров, не было опыта работы. Сотрудники новообразованной
Госавтоинспекции не имели ни патрульных автомобилей, ни приборов - измерителей
скорости, ни радиосвязи. Тем не менее, они самоотверженно выполняли возложенные
на них задачи.
Вместе
с тем, все большее значение приобретала работа по предотвращению
дорожно-транспортных происшествий и регулированию движения. В ряде больших
городов (Москве, Ленинграде, Киеве) были созданы отделы регулирования уличного
движения ("ОРУД"), а на автомобильных магистралях - подразделения
дорожной милиции.
После
Второй мировой войны и восстановления разрушенного народного хозяйства
значительно возросли объемы дорожного строительства и темпы автомобилизации
страны. Стали расширяться международные экономические и культурные связи,
международный автотуризм. В этих условиях остро встали вопросы гарантии
безопасности дорожного движения и повышения роли Государственной автомобильной
инспекции. Учитывая это, Совет Министров постановил, что Правила движения
автотранспорта по улицам, мостам и автомобильным дорогам страны, в основном,
должны быть едиными. Первые в СССР "Правила движения по улицам и дорогам
СССР" были утверждены приказом МВД СССР 11 января 1960 года и вступили в
силу с 1 января 1961 года.
Госавтоинспекция
приняла активное участие в подготовке международных Конвенций "О
дорожном движении", "О дорожных знаках и сигналах", над
проектами которых Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных
Наций работала с начала 60-х годов. Новые документы были приняты на
конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению,
происходившей в Вене в октябре-ноябре 1968 года.
В
1969 году важным шагом в усовершенствовании деятельности ГАИ стало
повсеместное создание в аппаратах ГАИ МВД союзных и автономных республик, УВД
крайисполкомов и горисполкомов подразделений по организации дорожного движения,
переименованных со временем в подразделения дорожного надзора.
Количество
автомашин увеличивалось с каждым месяцем, количественные изменения перешли в
качественные. Надо было быстро и окончательно разрешать вопросы относительно
сохранения автомобилей, их технического обслуживания и ремонта, существенно
скорректировать программы подготовки водителей частного автотранспорта, вносить изменения в Правила дорожного
движения и т. п.
Но
самой сложной была проблема увеличения числа дорожно-транспортных
происшествий. В 1970 году по вине водителей частных машин было совершено 8190
ДТП, а в 1975 году их произошло уже более 16 тысяч. Все более тяжелыми становились
последствия аварий.
В
1978 году постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое
"Положение о Государственной автомобильной инспекции". Если до того
времени в каждой союзной республике действовало свое положение о ГАИ, то
теперь был принят единый документ для всей страны. В новом "Положении о
Государственной автомобильной инспекции" нашли отражение те качественные
изменения, которые произошли в деятельности Госавтоинспекции и в деле
повышения безопасности дорожного движения, задачи и функции, возложенные на
Госавтоинспекцию в конце 70-х годов.
Несмотря
на большую работу, проведенную подразделениями ГАИ, другими органами и
организациями, состояние безопасности дорожного движения в конце 80-х годов
заметно осложнилось. Значительное увеличение числа аварий, количества погибших
и раненых было отмечено в 1988 и 1989 годах.
За время независимости
Украины службой Госавтоинспекции осуществлен комплекс мероприятий,
направленных на улучшение нормативно-правового обеспечения, профилактики
дорожно-транспортных происшествий, уменьшение тяжести их последствий, противодействие
преступным проявлениям на дорогах страны, улучшение материально-технического
обеспечения подразделений ГАИ.
Начиная
с 1995 года, в системе Госавтоинспекции созданы специальные подразделения по
розыску похищенного автотранспорта.
Инициатором
принятия Постановления Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1997года
№341 "О Положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства
внутренних дел" был Юрий Александрович ДАГАЕВ, возглавлявший
УГАИ МВД Украины в 1996-1998
г .г. Именно в это время управления ГАИ на местах
получили статус юридических лиц, что дало возможность строить новые административные
здания, улучшать материально-техническую базу ГАИ: были приобретены новые
современные автомобили, личный состав Госавтоинспекции получил удобную
современную форму.
Создан отдельный
специализированный батальон дорожно-патрульной службы особого назначения
"Кобра" при УГАИ МВД Украины, на который была возложена задача
по предупреждению и раскрытию преступлений, отработке областных центров, г.
Киева и больших городов страны со сложной криминогенной обстановкой и т. п.
Было положено начало
компьютеризации служб, начато оснащение усовершенствованными средствами
радиосвязи, проведена аттестация транспортных средств разных марок с целью
выбора оптимальной модели для оснащения подразделений ГАИ. Стало нормой
проведение совещаний руководящего состава ГАИ в разных регионах Украины с
целью повышения уровня работы областных Госавтоинспекций.
![]() |
Подоляка А.Н. |
В
октябре 1998 года Госавтоинспекцию Украины возглавил ПОДОЛЯКА Анатолий
Николаевич.
Под его руководством была активизирована дальнейшая гуманизация взаимоотношений работников ГАИ с участниками дорожного движения, продолжена компьютеризация Госавтоинспекции, осуществлено дальнейшее развитие материально-технической базы службы ГАИ, введены в действие современные технические средства, разработана и одобрена на заседании коллегии МВД Украины 16 декабря 1999 года "Программа организации практических мероприятий по развитию и внедрению новейших технологий и технических средств в области обеспечения безопасности дорожного движения в Украине (ЛАД-ІІІ) на период 2000-2005 г .г." Под
руководством А. Н. Подоляки разработка основ гуманизации отношений
Госавтоинспекции с участниками дорожного движения в дальнейшем переросла в
"Программу развития партнерских отношений между милицией и населением на 2000-2005
годы.
Под его руководством была активизирована дальнейшая гуманизация взаимоотношений работников ГАИ с участниками дорожного движения, продолжена компьютеризация Госавтоинспекции, осуществлено дальнейшее развитие материально-технической базы службы ГАИ, введены в действие современные технические средства, разработана и одобрена на заседании коллегии МВД Украины 16 декабря 1999 года "Программа организации практических мероприятий по развитию и внедрению новейших технологий и технических средств в области обеспечения безопасности дорожного движения в Украине (ЛАД-ІІІ) на период 2000-
![]() |
Миленин А.Л. |
В
феврале 2000 года на должность начальника Главного управления Государственной
автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины был назначен МИЛЕНИН Александр
Леонидович.
Под
руководством А. Л. Миленина ГУ ГАИ МВД Украины разработаны и внедрены в
подразделения ГУ ГАИ МВД Украины:
• АИС
"Интегрированный национальный банк данных (ИНБД) о транспортных
средствах" (февраль 2000
г .);
Первая очередь (500
мобильных терминалов) АИС "Передвижной объект-2" (декабрь
2001 г .).
• Введена в опытную эксплуатацию мобильная
система распознавания государственных номерных знаков транспортных средств
"Поток-М" (декабрь 2001
г .) и специализированная автоматизированная система идентификации транспортных
средств (автоматизированное рабочее место - АРМ "Поиск") (сентябрь2001 г .).
средств (автоматизированное рабочее место - АРМ "Поиск") (сентябрь
Созданы:
• интегрированная
информационно-вычислительная сеть ГУ ГАИ МВД Украины (районный, областной и
общегосударственный уровни) на базе выделенных четырехпроводных телефонных
каналов связи (февраль 2000
г .);
• общегосударственный
центр и сеть региональных центров по подготовке и переподготовке водителей,
осуществляющих перевозку опасных грузов. Подготовлен пакет документов,
регламентирующих процесс обучения и допуск водителей к перевозке опасных
грузов, обеспечен надежный контроль качества их подготовки. Также начат
процесс подготовки за границей экспертов по вопросам перевозки опасных грузов
из числа работников ГАИ (январь 2001 г .);
• отдельный взвод ДПС ГАИ
особого назначения "СТРЕЛА" при ГУ ГАИ МВД Украины (30 сотрудников и
10 автомобилей) (август 2001
г .);
• мощный вычислительный
центр ГУ ГАИ МВД Украины с использованием новейших технологий на базе
выделенных каналов связи и наиболее современного компьютерного оборудования (февраль
2002 г .).
Разработаны
и вступили в действие:
• Закон Украины "О присоединении Украины к
Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПНВ)"
от 02.03.00
г. №1511-111;
г. №1511-111;
•
Постановление
КМ Украины №1081 от 11 июля 2000
г . "О внедрении номерных знаков транспортных
средств, изготовляющихся по индивидуальным заказам их владельцев";
•
Постановление
КМ Украины №1276 от 18 августа 2000
г . "О внесении изменений и дополнений в постановление
КМ Украины от 7 сентября 1998
г . №1388 и от 31 декабря 1993 г . №1094";
•
Постановление
КМ Украины №30 от 18 января 2001
г . "О проезде крупногабаритных и тяжеловесных
транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными
переездами":
•
Постановление
КМ Украины №395 от 22 февраля 2000
г . "О внесении дополнений в Положение о
Госавтоинспекции МВД Украины";
•
Постановление
КМ Украины №1306 от 10 октября 2001
г . "Об утверждении новой редакции Правил дорожного
движения";
•
Постановление
КМ Украины №484 от 7 мая 2001
г . "О внесении изменений в постановление Кабинета
Министров Украины от 7 сентября 1998
г . №1388";
•
Постановление
КМ Украины №556 от 23 мая 2001
г . "Об утверждении перечня платных услуг, предоставляемых
подразделениями Государственной автомобильной инспекции МВД Украины";
•
Новая
редакция Правил дорожного движения, утвержденная постановлением КМ Украины от
10 октября 2001 г .
№ 1306;
За
пять лет существования украинской ГАИ по инициативе Государственной
автомобильной инспекции Украины подготовлены и приняты Верховной Радой Украины
законы Украины "О внесении изменений в Криминальный, Уголовно-процессуальный
Кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях в связи с
усилением ответственности за незаконное овладение транспортными средствами"
(сентябрь, 2000 г .,
№1981-111); "О присоединении Украины к Европейскому Соглашению о
международных перевозках опасных грузов" (март, 2000 г ., № 1511-111) и ряд
других законодательных актов.
Предприняты
меры по усовершенствованию структуры Госавтоинспекции. Сокращено на треть
штатное количество сотрудников. Оставлено оптимально необходимое число работников
ГАИ, которое обеспечивает надлежащий уровень безопасности дорожного движения,
защиту жизни, здоровья и имущественных прав его участников в современных
условиях функционирования транспортного комплекса.
Пересмотрена
дислокация стационарных постов ГАИ. Их количество сокращено со 147 до 46.
Личный
состав нацелен на предоставление помощи всем участникам дорожного движения, в
первую очередь - малообеспеченным и людям преклонного возраста и, в особенности,
тем,
кто попал в затруднительное положение.
В
2001 году на автодорогах Украины созданы 42 общественных поста по
предоставлению помощи участникам дорожного движения.
Личный состав
Госавтоинспекции переориентирован на приоритетную задачу - борьбу с трассовой
преступностью. В 2001 году сотрудниками ГАИ непосредственно раскрыто 45,5 тыс.
преступлений по линии уголовного розыска, в том числе 225 разбойных
нападений, 980 ограблений, 25,8 тыс. краж, разыскано 5 тыс. похищенных транспортных
средств. Раскрыто 2,4 тыс. дорожных происшествий, с места совершения которых
водители сбежали. Изъято 2,2 тыс. единиц огнестрельного оружия, 53,9 тыс. боеприпасов.
Задержано более 48,2 тыс. нарушителей общественного порядка. Выявлено 5,8 тыс.
фактов незаконной перевозки наркотиков массой более 4,4 тонн.
Лишь
за минувший год было приобретено 287 патрульных автомобилей, 524 радиостанции
и 92 персональных компьютера. Построены четыре станции диагностики и десять
новых помещений регистрационно-экзаменационных подразделений.
Начата
реконструкция нового административного помещения ГУ ГАИ МВД Украины. Здание,
которое сохранит внешние архитектурные признаки строения начала XX
века, будет соответствовать всем требованиям времени: самой современной
техникой будут оборудованы рабочие кабинеты, построен подземный паркинг на 50
автомобилей, спортивный комплекс.
Благодаря
усилиям Госавтоинспекции, за последние пять лет в целом по Украине количество
дорожных происшествий уменьшилось на 9%, погибших в них - на 0,1%, травмированных
- на 9%.
Учитывая обстановку на автодорогах государства,
службой Госавтоинспекции осуществляется дальнейший поиск и внедрение новых
форм и методов работы по противодействию преступности, связанной с использованием транспортных средств, предотвращению дорожно-транспортных
происшествий и уменьшению тяжести их последствий.
Подготовлено
по материалам,
предоставленным
НДЦ БДР МВД
Украины
и НПП "Светофор " (г. Харьков)
Вестник
Госавтоинспекции МВД Украины № 4-2002
Бланк извещения родителям несовершеннолетних нарушителей ПДД. 60-е годы 20 ст.
Бланк извещения руководителю предприятия о
подчиненном работнике-нарушителе ПДД. 60-е годы 20 ст.
перед выездом на маршрут.
Москва - Симферополь осуществляют отличники милиции Меняйло В.И. и Самсыка Н.А.
Диагностический центр, созданный начальником ГАИ
г.Запорожья А.Шаховым, в действии
Участники совещания сотрудников ГАИ на посту в г.Васильевке.
Мелитопольский дорожный участок
Сотрудник ГАИ Коцыло Н.А. среди юных помощников
Комментариев нет:
Отправить комментарий