Літопис запорізької полiцiї

Україна понад усе!

пятница, 23 ноября 2012 г.

«Русская авторулетка» на мостах Преображенского в Запорожье или беспокойство ветерана ГАИ Альберта Шахова.


Шахов А.Л.
Несмотря на свой почтенный возраст (скоро будет 80) полковник милиции Альберт Леонидович Шахов  активно участвует в общественной жизни. Всегда жизнерадостен, подтянут (сказывается выправка офицера морской авиации), он полон планов на будущее. 
            Будучи начальником ГАИ г.Запорожья он не на словах, а на деле беспокоился о безопасности на дорогах. Созданный им диагностический центр бесплатно обслуживал автолюбителей, заблаговременно выявлял проблемы их автомобилей, чем спас ни одну сотню человеческих жизней. 
            И сегодня Альберт Леонидович пришел в музей, чтобы поделиться своими воспоминаниями, а также выразить свою обеспокоенность состоянием  мостов Преображенского. И сделал он это не потому, что хочет о себе напомнить, а потому что реально беспокоится о безопасности людей. Вот такой он, Альберт Шахов!
Я с удовольствием размещаю статью Альберта Леонидовича и фотографии, сделанные уважаемым ветераном, и хочу надеяться, что поднятые проблемы будут услышаны местными властями. Летописец

             На днях проезжая мимо, в Хортицкий жилмассив, я смотрел на строящийся мост через Днепр. Я был восхищен грандиозностью сооружения. Вместе с тем увидел печальную картину автодорожного ограждения на мосту Преображенского.  В связи с этим вспомнилось несколько автопроисшествий,  о которых и хочу рассказать.

         Раннее морозное утро в ноябре 1975года не вызвало беспокойства водителя грузового автомобиля. КАЗ 608 - скотовоза.  Легкая изморозь покрыла траву белыми иглами. Водитель не предполагал, что влага  от прогретых  с вечера тормозных камер может замерзнуть. В темноте предрассветного утра он выехал на работу. По пути посадил знакомых в кабину. Спускаясь под уклон к мосту Преображенского, он почувствовал, что грузовик не тормозится. Скорость нарастала. Холодный пот между лопаток скатился вниз. Грудь сдавило тяжелым  предчувствием. Пассажиры онемели в безысходности случившегося. В нижней точке уклона выполнив неимоверный зигзаг, тяжелый скотовоз вылетел на мост. Белая изморозь асфальта, мелькающие по бокам бетонные опоры и грузовая машина  впереди отразились слабой надеждой. Но  удар в машину неожиданно резко повернул тягач вправо между колоннами.  Декоративное стальное ограждение пешеходного тротуара брызнуло в черноту предрассветного Днепра. Скотовоз вытянулся в  воздухе над 40 -метровой пропастью. Затем тягач медленно сложился с прицепом и, перевернувшись  на спину, устремился к черной воде. Водитель открыл дверцу кабины и выпрыгнул в воду. Пассажиры остались на месте…
Трагедия потрясла запорожцев. В исполкоме Запорожского горсовета народных депутатов приняли   предложение ГАИ, об ограждении мостов тросовой конструкцией. Работники ГАИ привезли из Донецка шахтные троса  (техническая помощь Донецкого горкома партии). Ограждение легло на плечи спецподразделения Госавтоинспекции Запорожья. Следует заметить, что в 70-е годы в Запорожье преобладал диктат архитектурно-эстетической концепции управления главного архитектора. Поэтому, вопреки технической целесообразности, высота тросового ограждения была занижена (для сохранения стройности мостового сооружения). Но принятые меры оказались своевременными… 
В жаркую июльскую полночь автобус Икарус-180 большой пассажировместимости перевозил рабочих с промплощадки в Хортицкий жилмассив. Автобус выехал на мост. С противоположной стороны, во встречном направлении, двигался трактор «Беларусь». Водитель трактора был пьян. На середине моста трактор резко свернул на встречную полосу движения, и, столкнувшись  перебил тормозную систему Икаруса. Автобус бросило налево между бетонных колонн. Колеса беспрепятственно двигались к тросам по пешеходному тротуару. Затем передние колеса перекатились через нижний трос. Верхний  трос со звоном натягивался как тетива лука. Огромная машина продолжала перемещаться  к краю моста. Две секции пешеходного ограждения были разбиты и упали в Днепр. В это время автобус скользнул по тросу влево, и задней боковой частью прижался к колонне.  Водитель рассказывал: -Передняя  часть кабины нависла над пропастью. Вверху и внизу звезды… и дрожь во всем теле… Когда и в этом случае прошел первый шок, неизбежно встал вопрос: Как такое могло случиться?
Обратимся к фактам. В  начале 60-х годов прошлого века на всех опорных колоннах, под  железнодорожным настилом, прямо перед глазами водителей на белом фоне синей краской был призыв: Скорость движения 15 км час! Мимо проезжали пятитонки, трехтонки, полуторки, и редкие между ними легковые автомобили отечественного производства. В 70-е годы семитонные и  десятитонные «Кразы», «Камазы», «Белазы», длинномерные автопоезда и др. В 90-е годы по мостам катил сплошной поток автопоездов до 25  тонн, автобусы большой вместимости, таких же весовых характеристик, а между ними маршрутки легковые иномарки и др. народно-хозяйственный транспорт.
Зимняя семилетняя статистика 70х годов свидетельствовала:  37 столкновений с бетонными опорами,  8 раз автобусы разбивались о  подпорные стенки железнодорожной  насыпи, 75 раз боковых столкновения создавали огромные простои автотранспорта. А летом некоторые водители иномарок гоняли по мостам на скорости до 100 км час.
В 1993 году  многие  шоферы уже имели  грузовые автомобили в личном пользовании. Время было «лихое». Водители усиливали меру защиты грузов   от разграбления. Водитель автомобиля ЗИЛ 130 в дворовой мастерской сварил будку из стального листа толщиной  более 2х мм и водрузил на машину. Высота от дорожного покрытия превосходила все нормативы. В ноябре выпал первый снег. Утром водитель выехал в первый рейс и спешил по договору в направлении улицы Тюленина.  Выехав на мост, водитель добавил газу. Выпуклый профиль дороги наклонил будку вправо. При очередном встречном разъезде автомобиль верхним правым углом железного ящика ударился в верхний угол бетонной опоры. Скрежет железа оглушил водителя ЗИЛ 130, автомобиль на месте развернулся поперек дороги. Растерявшись, водитель не тормозил. Передние колеса переехали через оба троса. Автомобиль выбил две секции пешеходного ограждения. Водитель опомнился, и изо всех сил нажал на тормоза. Задние колеса пошли «юзом». Оба троса  зацепились за задний мост грузовика. Передняя часть  находилась над обрывом на обрезе моста.  Жизнь водителя была спасена…
          И вновь зима 2012года. Я вышел на мост и снова испытал чувство реальной опасности. Бордюры, некогда возвышающиеся над асфальтом до 20см, ныне исчезли на протяжении десятков метров. Вернее разрушились и превратились в пыль. Уровень дороги во многих местах сравнялся с тротуаром. Не трудно представить наледь, образующуюся под напором холодного ветра и определенной влажности воздуха. За несколько минут тротуар, и дорога превращаются в каток. Если к этой картине добавить провисшие троса, будет понятна степень опасности сегодняшних мостов Преображенского. Я подошел к тросам, надавил ногой на нижний. Он послушно и мягко прижался к  асфальту. На всех опорных колоннах отсутствуют резиновые подкладки под крепежными  хомутами. Поэтому стальные детали под воздействием вибраций буквально «вгрызаются» в наружный слой бетона, обнажая внутреннюю арматуру.

Зима. Но на мостах нет еще, ни одного ящика с сыпучими материалами
Зима. Проломы в пешеходных ограждениях зияют над днепровской водой.
А по проезжей части едут, мчатся, гонят автобусы, «маршрутки», легковые иномарки, грузовые машины. Водители не замечают разрушенные бордюры, провисшие троса, проломы в пешеходных ограждениях. Образно говоря, все отдано воле случая. Точнее это рулетка, «русская авторулетка» на мостах Преображенскго!
Что еще сказать читателю. И в прошлые годы в начале зимы, как и сегодня все было спокойно. Ведь катастрофы вызревают постепенно. А если сказать кратко - в статье говорится об опасности пассажирских перевозок и обострении чувства гражданской совести и ответственности.

А. Л. Шахов, полковник милиции в отставке, начальник ГАИ г.Запорожья с 1964 по 1985гг, председатель постоянной комиссии  по транспорту и связи Запорожского горсовета народных депутатов с 1968 по 1985гг, кандидат технических наук


  Отсутствующие бордюры
Отсутствующие бордюры

Отсутствующие бордюры

Провисшие тросы

Нарушение креплений

Нарушение креплений

Открытая арматура

Открытая арматура

Проломы в ограждении

Проломы в ограждении


Комментариев нет:

Отправить комментарий